Рынок дронов – игра по правилам

28 апреля 2017 года Госавиаслужба представила подготовленную обновленную концепцию регулирования направления БПЛА. В качестве основы использована европейская практика. Вместе с концепцией была озвучена текущая ситуация рынка БПЛА в докладе Валерия Яковенко, сооснователя DroneUA

В концепции предложена обновленная классификация дронов, с учетом как массы, так и типа управления. Также предложены требования для эксплуатации дронов.

По массе дроны делятся на 4 класса:

  • 0-ой класс — До 250 грамм
  • 1-ый класс — От 250 грамм до 20 кг
  • 2-ой класс — От 20 кг до 150 кг
  • 3-ий класс — Свыше 150 кг

Классификация по типу управления

  • Ручной визуальный – класс A
  • Ручной инструментальный – класс B
  • Автономный – класс C

Комментарии Drone.UA

«На нашей практике и по данным рынка, основное количество БПЛА приходится на платформы весом до 25 кг, с возможностью полностью автоматических полетов, по текущей классификации это класс 1с. Впервые в Украине мы видим присутствие в классификации платформ весом до 250 грамм, к которым по словам регулятора будут применены крайне лояльные требования к эксплуатации.»

В отношении требований к эксплуатации дронов определены следующие моменты:

Для эксплуатации дронов класса «0» — Не требует регистрации, но каждый пилот / владелец / оператор обязан неукоснительно соблюдать правила безопасного использования (Safety promotion)

Для эксплуатации дронов класса 1 впервые вводится разграничение на коммерческую и не коммерческую эксплуатацию.

Таким образом, для некоммерческого использования дронов весом до 20 кг, но более 250 грамм необходимо зарегистрировать дрон on-line, предположительно на сайте Госавиаслужбы. Необходимо пройти онлайн тест Safety promotion. Необходимо выполнять полеты на высотах до 120 метров с максимальным удалением до 500 метров, в зоне прямой видимости

Для коммерческих вылетов пилот обязан иметь сертификат после прохождения обучения, необходимо разрешение для эксплуатации БПЛА. Необходимо выполнять полеты на высотах до 120 метров с максимальным удалением до 500 метров, в зоне прямой видимости

Для эксплуатации дронов класса «2» (дроны свыше 20 кг и до 150 кг), необходима обязательная регистрация в Госавиаслужбе, Прохождение сертификации типа/требования к летной годности, необходимо получение сертификата эксплуатанта

Для выполнения полетов дронов класса 3 (свыше 150 кг), применяются те же требования, что и для пилотируемых воздушных судов.

Если говорить об общих требованиях, то были сформированы следующие пункты

  1. Использование БПЛА предполагается только в условиях прямого визуального контакта (VLOS) дистанционного пилота или визуального наблюдателя без помощи других устройств;
  2. При использовании БПЛА должен быть задействован визуальный наблюдатель если дистанционный пилот не в состоянии визуально контролировать БПЛА;
  3. Максимальная скорость полета БПЛА 150 км / ч .;
  4. Максимальная высота полета 120 метров над уровнем земли и 500 метров от дистанционного пилота если не задействован визуальный наблюдатель;
  5. БПЛА запрещается выполнять полеты в 8-ми километровом периметре аэропорта, а также в запретных зонах;
  6. Все полеты БПЛА не должны выполняться над людьми, кроме дистанционного пилота или визуального наблюдателя;
  7. Полеты должны выполняться только в светлое время;
  8. Дистанционный пилот может в один и тот же время манипулировать только одним БПЛА.
  9. При использовании БПЛА необходимо проводить предполетный технический осмотр дистанционным пилотом;
  10. На БПЛА должны отсутствовать опасные материалы, кроме элементов питания.
  11. Дистанционный пилот должен гарантировать нормальное физическое и психологическое состояние для безопасной эксплуатации (употребление алкоголя или усталость).

Впервые в обсуждение внесены понятия визуальный наблюдатель если дистанционный пилот.

В качестве следующих шагов в 2017 году предполагается

  • Внесение изменений в Воздушный кодекс Украины
  • Обсуждение и формирование проекта совершенствования Авиационных правил Украины
  • Разработка и запуск программы Safety promotion (образовательный курс для пользователей on-line, сайт правилам безопасной эксплуатации)
  • Разработка учебного курса для получения сертификата дистанционного пилота БПЛА

Мнение и позиция DroneUA:

Формирование правил на рынке БПЛА является позитивной тенденцией, с учетом стремительного развития технологии безопасность как эксплуатантов БПЛА, так и других участников воздушного пространства требует особого внимания. Хочется быть уверенными, что предлагаемые процессы сертификации пилотов и регистрации БПЛА будут максимально упрощены.

Как эксплуатант технологии, мы заинтересованы в том, чтобы процесс формирования новых требований оставался максимально открытым к обсуждению. И уже сейчас можно подчеркнуть, что все организации и государственные службы, которые принимают участие в этом процессе открыты к диалогу со всеми участниками рынка.

Видео презентации:

Рынок БПЛА, доклад DroneUA