Как трансформировался бизнес? Что происходит в период пост карантина? Что ждет украинского предпринимателя в ближайшие месяцы и какие действия нужно предпринять уже сегодня, дабы продолжать расти и развиваться в условиях мирового кризиса?
Во время дискуссии «Фактор устойчивости: как выйти победителем из кризиса?» владельцы небольших компаний, члены Союза украинских предпринимателей, поделились своим опытом развития предприятий в период эпидемии.
Основатель DroneUA Валерий Яковенко поделился инсайдами развития DroneUA. Компании удалось выйти на еще один европейский рынок и запустить крупнейший проект поставки оборудования для стран ЕС.
«В конце прошлого года мы полностью отказались от розничной торговли, потребительского сегмента и сконцентрировались только на бизнес клиентах. Это то, что спасло нас в период кризиса » — отметил Валерий.
Накануне карантина компания открыла несколько новых для себя рынков, где успела обустроить офисы. В то же время, взять под контроль ситуацию помог онлайн.
«В связи с тем, что европейский рынок фактически остановился в период карантина, нам удалось договориться об организации предприятия на территории Украины, по поставке дронов-опрыскивателей на европейский рынок. Эта возможность появилась благодаря кризису » — добавил Валерий.
Основатель Powercode и Foodex24 Владислав Савченко рассказал о том, что в период карантина появилась острая необходимость в доставке еды на дом.
«Я почувствовал боль на рынке, ведь люди сидели дома и им необходима была пища. Но как оказалось, заказать продукты с доставкой в один день было невозможно. Отсюда появилась идея запустить первый в Украине онлайн-супермаркет, который доставляет продукт до двери» — отметил Владислав.
Спикер подчеркнул, что для запуска бизнеса он установил себе лимит 14 дней.
«Почему именно столько? Потому что за две недели это казалось мне невозможным».
Владислав начал снимать ежедневный влоги о запуске бизнеса, где пообещал тысяче человек, успешно завершить все в срок.
«Это «зажгло» всю команду. Я собрал всех «свободных» людей, это 30 человек в 4 городах и мы через ZOOM начали строить бизнес ».
Директор AGT plus Максим Рогожин поделился опытом активностей в онлайне. Компания создала и провела серию онлайн-вебинаров «Ленивые завтраки», куда приглашали как предпринимателей так и консультантов LEAN поделиться опытом внедрения бережливого производства и стратегии Кайдзен.
«Во время карантина люди дома не знали, чем себя занять. Поэтому мы не перестали меньше вкладывать в рекламу и маркетинг. Мы предлагали всем желающим сделать ремонт, поменять интерьерные вещи, которые их раньше не устраивали » — говорит предприниматель.
По его словам, в любой компании процессы можно улучшать и нужно улучшать, по отношению к убыткам.
«Стоимость продукции у нас увеличивается, когда пила врезается в лист ДСП и МДФ. Остальное — это потери. Когда мы измеряли потери и время и добавочную стоимость, то оказалось, что всего 15% времени сотрудник работает эффективно, а 85% — ожидает, выясняет, перерабатывает дефекты, или просто не выходит на работу. Мы начали эти потери искоренять».
Кроме того, компания присоединилась к LEAN-Челлендж компаний. На сегодня AGT plus благодаря таким ежедневным улучшением уже сэкономила около 2 млн грн.
Основатель и генеральный директор «Министерство дверей» Сергей Панченко отметил, что до середины мая объемы экспорта компании достигли показателя 2019 года.
«Понятно, что производство продолжило работать, а офис перевели в онлайн. Оставили только отдел продаж, торговых представителей и маркетологов».
Предприниматель рассказал, что в течение карантина находился также в офисе и мотивировал сотрудников отдела продаж. Компания посчитала активных и неактивных клиентов, и раз в неделю сотрудники связывались с ними под различными инфоповодами, чтобы напомнить о себе.
У каждого члена команды появились свои задачи «задачи дня» (экспортный договор, договоренность об условиях рассрочки с закупщиком и т.д.).
Подводя итоги встречи, можно сделать вывод о том, что эпидемия помогла уже существующим компаниям трансформироваться, оптимизировать существующие бизнес процессы, использовать онлайн по максимуму, посмотреть на рутинные процессы под другим углом и выбрать для себя новый путь развития. Во многом благодаря эпидемии появились новые идеи и новые бизнесы созданные на основе возникших потребностей. Сложные времена — побуждают к решительным действиям.